Советские пограничники встретили врага первыми

16 февраля 2025

К 80-летию Великой Победы 

В целях подготовки к отражению агрессии фашистской Германии, Правительство СССР повысило плотность охраны западного участка государственной границы страны: от Баренцева моря до Черного моря. Этот участок охранялся 8 пограничными округами, включающими 49 пограничных отрядов, 7 отрядов пограничных судов, 10 отдельных пограничных комендатур и три отдельные авиаэскадрильи.

Пограничные заставы в июне 1941 года были штатной численностью 42 и 64 человека в зависимости от конкретных условий местности и других условий обстановки. На заставе находились начальник заставы и 1-2 заместителя, старшина заставы и 4-7 командиров отделений. Её воружение состояло из 1-2 станковых пулеметов Максима, 3-7 ручных пулеметов Дегтярева и 37-56 пятизарядные винтовки образца 1891/30 года. Боезапас заставы составлял ручных гранат РГД – по 4 штуки на каждого пограничника и 10 противотанковых гранат на всю заставу. Единственным техническим средством связи заставы был полевой телефон. Транспортным средством были две пароконные повозки.

На 22 июня начальники застав имели опыт службы в занимаемой должности до двух лет, их заместители – не менее года, а личный состав 1, 2, 3 года службы по одной трети численности, примерно в равных долях. Причем красноармейцы – первогодки уже прослужили на заставе около 7 месяцев.

В целях постоянного повышения боевого мастерства на заставах проводились плановые занятия по пограничной службе, огневой подготовке, тактике ведения оборонительного и наступательного боя в составе отделения и заставы, из расчета 10 часов в неделю, занятия по политической подготовке – 4 часа в неделю, а так же еженедельные тренировки в сборе по тревоге.

Каждой пограничной заставе определялся для несения круглосуточной службы постоянный участок государственной границы протяженностью 6 – 8 километров, в зависимости от конкретных условий обстановки. При этом обязательно организовывалось взаимодействие между соседними пограничными заставами, как в условиях повседневной охране границы, так и при обострении обстановки. Связь взаимодействия осуществлялась установленными сигналами, подаваемыми сигнальными ракетами либо выстрелами из винтовки.

Таким образом, состав и вооружение пограничной заставы позволял ей вести борьбу преимущественно с одиночными нарушителями границы, малочисленными диверсионно - разведывательными группами и небольшими подразделениями противника (от отделения до двух взводов пехотной роты).

Проводимые мероприятия укрепляли политико-моральное состояние личного состава застав, комендатур и отрядов, их готовность к отражению возможного нападения противника. Пограничники осознанно ожидали нападения врага, но у них не было чувства обреченности, а наоборот уверенность в своих силах и стремление победить агрессора. Практика службы в июне 1941 года показала, что в условиях значительно возросшей активности нарушителей, пограничники решительно противостояли врагу.

Первый удар нацистских захватчиков 22 июня 1941 года приняли на себя 85 тысяч пограничников. На западных рубежах СССР вступили в бой 485 погранзастав и согласно плану «Барбаросса» на их взятие отводилось от получаса до 60 минут. С первых дней войны солдаты и офицеры вермахта поняли, что эта война будет отличаться от тех, в которых они участвовали ранее.

Так до 24 часов продержалось 250 застав, более суток атаки нацистов выдерживали 20 опорных пунктов пограничников. Два дня оборонялись 16, три – 20, а до пяти суток – 43 заставы. От одной до двух недель сдерживали противника 67 погранзастав, а более двух недель 51. Оставаясь в тылу противника, два месяца отбивались почти 50 застав. Все бойцы стойко и самоотверженно оборонялись, а некоторые даже переходили в контратаки.

Ночью 26 июня пограничники, моряки Дунайской флотилии с бойцами 51-й Перекопской и 25-й Чапаевской дивизии выбили румын из города Килия. После они переправились через Дунай, где захватили несколько населенных пунктов, 800 пленных и 70-ти километровый плацдарм. Развить успех помешал приказ отходить назад. Одному отряду удалось сдержать напор противника.

Погранзаставы Рескитентского пограничного отряда Мурманского округа 29 июня вступили в бой с финскими частями, а через 5 дней враг был выбит с территории СССР. До самого конца войны захватчик так и не смог перейти границу на этом единственном участке.

Свидетельства немецкой стороны

Наиболее известным стал подвиг советских пограничников в Брестской крепости. Об этих события генерал Блюментрит, возглавляющий штаб 4 армии, наступающей в Белоруссии, говорил, что пограничники и их жены сражались до последнего, стойко перенося бомбежку и артобстрелы. Немецкие войска узнали, что значит иметь дело с русскими, которые по своей выучке и духу намного превосходят другие европейские армии. Советские солдаты дисциплинированы и стоят насмерть, а попытки одолеть их обходятся большой кровью.

Генерал Гальдер в своем дневнике записал, что русские повсюду сражаются до последнего человека. Бои упорные, а пленных очень мало. Русские сопротивляются, пока их не убьют или стараются выйти из окружения под видом мирных жителей. С началом пограничных боев пехотинцы 60-й моторизированной дивизии получили приказ, в котором говорилось, что солдаты и командиры противника отличаются храбростью и всегда принимают бой. Поэтому бойцы вермахта не должны проявлять человеческого отношения к врагу, а фанатизм и презрение к смерти делает его уничтожение обязательным. Генерал Эрих Раус летом 1941 пришел к выводу, что бытовавшие на западе представление о малоподвижности лишенной индивидуальности армии России осталось в прошлом. Идеи коммунизма вызвали в советских солдатах духовный подъем, который ощущается и на полях сражений.

Первые герои

В пограничных боях народ, которому предстояла 4-х летняя война и миллионные жертвы, получил своих первых героев. На 7-й заставе Волынского отряда 22 июня рядовой Петров 7 часов сдерживал немцев огнем из пулемета. Когда патроны были израсходованы, пограничник взорвал себя и подступивших немцев гранатой.

Проявил героизм и наш земляк из с. Преображенского, Будённовского района Ставропольского края, снайпер 2-й заставы 17 Брестского погранотряда Павел Капинос. На рассвете 22 июня 1941 года враг в направлении 2-й заставы трижды переходил в атаку, но пограничники их успешно отбивали. К 13.00 бойцы, прикрываемые пулемётным огнём Павла Капиноса, отошли к заставе. Заканчивались боеприпасы. Павел Капинос защищался до последнего патрона и гранаты. Силы были неравны. Последнюю пулю Павел послал себе в сердце, не отступив ни на шаг. Разъярённые фашисты изуродовали тело уже мёртвого пограничника. По словам очевидцев, им было уничтожено более 50 солдат противника.

Несколько десятков пограничников под командование лейтенанта Лопатина 11 суток противостояла немецкому батальону. До 2 июля над позицией реял красный флаг, и только выстрел снайпера сбил знамя. Перед началом боя солдаты вывели из заставы, ищущих на ней защиты мирных жителей. Когда люди оказались в безопасности, пограничники вернулись на позицию чтобы принять бой, в котором все погибли.

23 июня пять сотен пограничников под командованием старшего лейтенанта Поливоды в результате многочасового боя выбили немцев из Перемышля. До 27 июня они удерживали город, и отошли только после приказа. После того как у пограничников заканчивались боеприпасы они бросались на противника в штыковую атаку. Так произошло на 17-й заставе Рава-Русского пограничного отряда. Бойцы встретили нацистов штыками, и все погибли. Особой кровопролитностью отличился одиннадцатидневный бой у молдавского пограничного села Стояновка. Советские солдаты переходили в контрнаступления и отбили у неприятеля железнодорожный мост через реку Прут. Румынам удалось в конечном итоге с большим трудом восстановить утраченные позиции, но победа обошлась им в 12 тысяч убитых и раненых.

За все время пограничных боев ни одна советская застава не была оставлена без приказа. Оказавшиеся в немецком тылу бойцы вливались в партизанские отряды и продолжали сражаться. Пограничные войска не были предназначены для отражения атаки регулярных войск. Однако заставы гибли практически полным составом, выигрывали время необходимое для развертывания основных сил.

Когда в 1944 году наступающая Красная Армия вышла на государственную границу СССР, то выяснилось, что местное население, после окончания боев и ухода немецких войск в начале июля 1941 года, собрало и захоронило все тела погибших пограничников, обозначив их могилы. Во многих случаях именно местные жители рассказали о боях застав и героизме пограничников.

Подготовил Анатолий Лесных.